КГУ «Средняя школа №4» отдела образования акимата города Лисаковска

 

 

Программа

 

по профориентации учащихся

 

«Твой  выбор»

 

на 2016-2021 годы"

 

I.       Введение

 Целевая Программа по профориентации «Твой  выбор» для учащихся КГУ «Средняя школа №4» отдела образования акимата города Лисаковска на 2016  - 2021 годы (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией Модернизации казахстанского образования.

 Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

 Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

 II. Обоснование программы

 Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

 Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Проведенные социологические исследования в школах города выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и препринимательство.

 Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих специальностей.

 Состояние проблем и перспектив занятости молодежи города на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.

 Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени. Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Мой выбор».

 

 III. Цель и задачи Программы

 Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.

Задачи:

 1.     Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

 2.     Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.

 3.     Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

4.     Разработать формы и методы  социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

5.     Разработать  механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.

6.     Сформировать единое  информационное  пространство  по профориентации.

  

ІV. Основные направления системы программных мероприятий

 

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

 1.     Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

2.     Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

 3.     Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

4.     Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

 

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

 

Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы Направление деятельности: «Профессии моей семьи»:

 

 

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность - учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

1.     Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.

2.                 Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.

3.                 Методика «Кем быть»

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

4. Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям.

5. Профориентационные минутки «Профессий много есть на свете».

6. Конкурсы по профориентации (школьный).

7.  Экскурсии на предприятия, где работают родители.

8.  Встречи с родителями – представителями различных профессий.

9.  Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции).

10.  Конкурсы творческих работ.

Месячник по  профориентации

 

Поисково-зондирующий

5-7 классы.

Направления деятельности: 

«Я и профессии вокруг  меня»:

 

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН

 

1.   Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.

2.   Профориентационные минутки на уроках.

3.   Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).

4.   Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).

5.   Конкурсы

6.   Экскурсии на предприятия и организации

7.   Встречи с  представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций города

8.   Встречи с интересными людьми (профессионалами)

9.   Ролевые игры

Практическая, трудовая, общественно-значимая работа.

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы.

Направление деятельности:  «Мир профессий».

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

1.   Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям,  социальной сфере, мотивов саморазвития.

2.   Профориентационные минутки на уроках.

3.   Профориентационные уроки по учебным предметам

4.   Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).

5.   Конкурсы

6.   Экскурсии на предприятия и организации города.

7.   Встречи с  представителями различных профессий – работниками предприятий и организациий.

8.   Знакомство с рынком труда в регионе

9.   Предпрофильная подготовка (информационная работа, профильная ориентация, курсы по выбору).

10.     Трудоустройство подростков.

11.     Открытые дни в средних специальных учебных заведениях.

12.     Месячник по профориентации.

13.     Мониторинг поступления учащихся в среднеспециальные и профессиоанльные учебные заведения. 

 

Учащиеся

10-11 классов.

Направление деятельности:  «Я в мире профессий»:

 

Период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах.

Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения.

Для юношей актуальна служба в армии

1.   Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям,  социальной сфере, мотивов саморазвития, профессиональной направленности.

2.         Профориентационные минутки на уроках.

3.     Профориентационные уроки по учебным предметам

4.         Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).

5.   Конкурсы.

6.   Экскурсии на предприятия и организации.

7.   Встречи с  представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций  города

8.         Знакомство с рынком труда в стране.

9.   Профильное обучение (профильные предметы, элективные курсы)

10.     Открытые дни, встречи с представителями, экскурсии в ВУЗы и Сузы.

11.     Месячник по профориентации.

12.     Довузовская подготовка.

13.     Встречи с выпускниками школы,  успешными в своих профессиях.

14. Дискуссии. «День допризывника», «Встреча с военными»

15.Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как прводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)

 

 V. Механизм реализации Программы

  Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования,  психолог школы, социальный педагог, военрук.

  VI. Финансирование Программы

   Финансирование Программы осуществляется за счет средств школы.

 VII. Оценка эффективности реализации Программы

 Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

 

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

 - повысить мотивацию молодежи к труду;

 - оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей  профессии;

 - обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

 - сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных  условиях.

 

 ҮІІІ. Этапы реализации программы:

 

Сроки реализации Программы: 2016 - 2021 годы

 I этап: проектный – 2016 -2017 учебный год.

        Цель: подготовка условий профориентационной работы      

 Задачи:

 1.     Изучить нормативную базу.

 2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.

 3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации  программы.

 4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

  

II этап: практический – 2017-2019 учебные годы.

        Цель: реализация программы по профориентации.

        Задачи:

 1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы

         воспитательного воздействия.

 2.     Обогащать содержание профпросвещения.

 3.     Развивать ученическое самоуправление.

4.     Разработать методические рекомендации по профориентации.

5.     Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.

6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов          образовательной деятельности.

7.     Проводить мониторинг реализации программы.

8.     Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.

  

III этап: аналитический – 2019-2021 учебный год.

        Цель: анализ итогов реализации программы.

        Задачи:

 1.     Обобщить результаты работы школы.

2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

 3.     Спланировать работу на следующий период.

 

  

Мероприятия

 по реализации Программы по профориентации

 «Мой выбор»

   

пп

Содержание

Срок проведения

Ответственные

Создание нормативно – правовой базы

 

1.

Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.

 

Август 2016

Заместитель директора по ВР

2.

Создание  банка  данных об учебных заведениях города.

 

Сентябрь 2016

Социальный педагог

3.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.         

Сентябрь 2016

Заместитель директора по УМР

4.

Разработки классных часов, игр, рекомендаций  классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.

В течении года

Заместитель директора по ВР

5.

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»

 

Октябрь 2016

Заместитель директора по УВР

6.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся в  читальных залах. 

 

2016 - 2021

Библиотекарь

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

 

1.     Профпросвещение

 

Реализация городской программы по профориентации:

 

1.

Экскурсии на ОАО «Аллюминий Казахстана» и другие предприятия города.

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

2.

Экскурсии в ЛТК, ССУЗы

Ежегодно по плану УО

Классные руководители 9 классов

3.

Дни открытых дверей в ВУЗах, ССУЗах, ЛТК

 Ежегодно

Зам по ВР,  

классные руководители 9 классов.

4.

Ярмарка профессий «Шаг в будущее».

Ежегодно в сентябре

Классные руководители 10-11 классов

5.

Городская акция «Чистый город».

Ежегодно в апреле

Зам директора по ВР, Школьный парламент

6.

Участие в городской выставке – конкурсе лучших работ «Мастер  и Мастерица».

Ежегодно

Учителя технологии

 

Реализация школьной программы:

 

1.

Профориентация учащихся на уроках.

Ежегодно

Учителя предметники

2.

Встречи с представителями  предприятий «История нашей профессии».

апрель 2016-2017

Заместитель директора по ВР

 

4.

Конкурс творческих проектов

2016

Заместитель директора по ВР

 

5.

Проведение тематических классных часов:

·            Мастерим мы – мастерят родители (1 классы).

·            Профессии моего города (2 классы).

·            Трудовая родословная моей семьи (3 классы).

·            Известные люди нашего города (4 классы).

·            Мир профессий (5 классы).

·            Как изучить свои способности (6 класс).

·            Я и моя будущая профессия (7 классы)

·            Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы).

·            Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы).

·            Как вести себя в конфликтных ситуациях (10 классы).

·            Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы).

 

В течение года

 

Классные руководители, библиотекарь, психолог школы

 

6.

Проведение спецкурсов профессиональной направленности (название курса, класс, количество учащихся).

 

Ежегодно

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

 

 

 

8.

Информационно – просветительская работа:

Оформление стенда по профориентации:

·        Рубрика «Твое профессиональное будущее»

·   «Типы профессий»

·        « Куда пойти учиться»

·        «Структура трудовой деятельности»

·   Потребности труда города Лисаковска

 

2016 - 2017

 

 

Зам директра по УВР

9.

Родительские собрания

·        Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.

·        Изучение склонностей и способностей ребенка.

·        Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся.

·        Шпаргалка для родителей.  Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.

·        Родительское собрание для будущих 10 классников. Знакомство с профилями.

Ежегодно:

 

 

Классные руководители, психолог

 

 

 

 

 

 

администрация

 

 

10.

Профессиональная адаптация учащихся.

Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):

 

 

 

 

ежемесячно

 

 

 

 

Классные руководители.

Классные руководители, зам директора по АХЧ

Зам директра по ВР

2.Диагностика и консультирование.

 

1.

Консультирование и Тестирование учащихся 9 классов:

·        « Карта интересов».

·        «Склонности и профессиональная направленность».

      ● Профессиональные склонности

      ● Профессиональный тип личности

      ● Мотивы выбора

      ● Анкета «Профессиональный интерес»

 

Ежегодно

Психолог школы

2.

Консультирование родителей:

по вопросам профориентации

Ежегодно

Классные руководители 9-11 классов, психолог, социальный  педагог

3.Профадаптация

1.

Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.

Ежегодно в

августе

Классные руководители, заместитель директора  по УВР

2.

Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска».

Ежегодно в мае, июне

Социальный педагог

3.

Организация работы трудовой бригады.

Май, июнь

заместитель директора  по ВР,

социальный  педагог

4.

Вечер встречи выпускников

Ежегодно в

феврале

Классные руководители.

 

 

Мониторинг качества профориентационной работы

 

1.

Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся

2017

заместитель директора  по ВР

2.

Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.          

 

2016

Социальный педагог

3.

Анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы

2016-2019

Заместитель директора по УВР

4.

Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей:

- психология выбора профессии

- использование игровых упражнений в   профориентационной работе

- трудовое воспитание как условие

  эффективности профориентации

  старшеклассников

- конфликты профессионального

  самоопределения

2016-2019

Социальный педагог, психолог